Сайт Елены Шейниной

 

ШЕЙНИНА

Елена Яковлевна

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ

 
 
главная
о себе
обо мне
публикации 
 
 
7 Я 
 
 
ссылки
контакт
 
Donate

Yakaboo

ИСКАТЬ НА OZON.RU

 

Шейнина Е.Я.

Записки  брезгливого человека

 Я начинаю эти записки, чтобы разобраться. У меня есть дочь. Талантливая, насколько я помню, девочка. Ну, мамы некоторые знают: когда у тебя появляется ребенок, маленький совсем еще, а будто мудрее тебя. Смотрит - все понимает, и будто глубже тебя понимает эту жизнь. И смотрит на тебя снисходительно. Взрослым это, может, и не понять, а я вот своим внутренним ребенком это сильно чувствовала. Потом она стала подрастать, и вела длинные философские беседы. Я поражалась, как она умеет долго думать одну мысль, не  перескакивая на другие. Я так не умела.  

 У нее было удивительное чувство языка, звука. И те лингвистические игры, которые мы обычно даем детям как методические изобретения - найти звук в начале слова, в середине, в конце, - и другие всякие звукописные радости - она придумывала для себя сама. Потому я решила подарить ей языковую школу. С этого все и началось.
Она страдала. Оттого, что я не могла ей давать в школу столько денег, сколько другие родители. Оттого, что я ее не собирала в школу, и тетрадки ее были не так опрятны, как у других.

 Однажды она мне сказала: у меня самый худший почерк в классе. Я ей сказала: "Пойдете в 5 класс, и никого из учителей не будет интересовать твой почерк, лишь бы было понятно". Но самой мне стало страшно: ведь выставляя ребенка на посмешище, учительница собственноручно возводила стену между моей дочерью и классом. Моя дочь как бы и не стремилась налаживать отношения - уж слишком критичен был ее ум. Она не умилялась обновкам девочек с местного базара. А сама - ничем таким похвастать не могла. Ведь в ее начальной школе она сначала стала ребенком в 4-детной, а потом и 5-детной семье.

 Лирическое отступление: в дореволюционное время в Харькове дети из малообеспеченных семей получали образование - и талантливые даже высшее - за счет местных меценатов. Их ставили на полное довольствие. И доблестью этих детей было просто пристойно учиться. И их сверстники понимали: этот протаптывает себе дорожку в науку самостоятельно, а потому не стоит обращать внимание на его не щегольскую одежду. Сейчас у нас нет такой доблести у ровесников, т.к. демократия - это равные права без скидки на благородство.

 Я чувствовала, что  к моему ребенку относятся без доброты, потому что вообще этим качеством учительница начальной школы не отличалась. А забирать из этой школы мне ребенка не хотелось - ведь в 5 класс поступить гораздо сложнее.

 Пятый класс не стал панацеей. И это не единичный случай, по моим наблюдениям. Если ребенок в младшей школе подвергался моральному насилию в классе, средняя школа в том же классе положительных результатов не даст. Лучше сразу переводить в другую школу.

 Проблема моей дочери усугубилась на одном из языковых предметов. Из-за пропусков по болезни она не усвоила азы немецкого. И учительница начала издеваться. Ей доставляло удовольствие оттачивать свои остроты на неуспевающем ученике. При этом учительница вовсе не спешила объяснить вопрос. Очень удобно. Потом у той же учительницы оказался замечательный метод оценивания тестов. Допустим, в тесте 30 заданий. Каждое неправильное задание - минус балл от 12. Представили? Да-да, до минус 18-ти. Хуже другое. Хуже то, что если ты даже ответишь на половину вопросов (ну-ка, вспомним правила оценивания.) - в результате все равно получалось "-3", т.е. единица. Так-то.

Говорят, это очень сильный преподаватель, и после нее немецкий знают. (Понятно, те 20%, которые могут выдержать все это). Когда я опомнилась, и отвела свою дочь на курсы немецкого, чтобы подогнать предмет, учительница даже несколько расстроилась, что та начала что-то из основ понимать. Но у нее был другой козырь, которого не отнять. Моя дочь - настоящая сова. Ей очень тяжело вставать утром, особенно - чтобы к 8 утра уже начать соображать на уроке. А немецкий в основном стоял первым, точнее - нулевым уроком. Ну, не всегда успевала на него моя дочь, чаще - не успевала. Т.ч. со школой пришлось расстаться.

 В новую школу ее "устроили". Директор брать не хотела. Насильно, как вы понимаете, мил не будешь, но я все продолжаю наступать на наши педагогические грабли. Лицей оказался педагогическим, детей в классе - 15, уроки все так же рано, ездить в школу все так же на трамвае, и вечная ненависть к опоздавшим.

 Я пытаюсь сказать "это педагогическая проблема, давайте попробуем ее решить", а мне говорят - "у нас приличное заведение, и мы не потерпим".  

 Не потерпим - всё. Опоздания и внешний вид, неумение разговаривать вежливо. Нежелание заниматься внешкольной работой и дежурствами. Что делать, если ребенок почему-то игнорирует правила школьной жизни, прекрасно принимая правила реальной жизни за пределами этой самой школы? Ведь есть помощь по дому, и обязательность в отношениях с подругами, есть вежливость и корректность.  

 Итог - сильные мигрени у дочери и регулярные пропуски занятий. Уже вроде как медицински доказанным диагнозом.

 Медицинский диагноз всегда появится, если сильно где-то не хочешь быть, это надо признать. Но скажите мне, как педагоги, - нам что, нужны эти диагнозы? Мы их производим или у нас здоровых детей выше крыши?

 Моя дочь не хочет приходить в школу, если она опаздывает на урок, она скорее будет наматывать круги по улицам. И не потому, что она склонна к бродяжничеству, а просто из-за того, что не хочет сталкиваться с брезгливым к себе отношением. Мы можем сказать, что она такое отношение к себе заслужила.  Можем сказать - и говорим.

 Но разве школа не должна учить и выращивать? Разве она только констатирует?
Тогда мы можем констатировать плохость своих детей на каждом шагу, и не ждать от них результата и чуда, и никогда их не получить. Чудо от детей получится только тогда, если их любить. Любить можно и со строгостью, но никогда - с брезгливостью.

 Я сама время от времени давала уроки в классах. Это была очень нерегулярная практика, но она и не давала замылиться глазу. Я сразу видела детей, к которым относились  с некоторой брезгливостью.

 Я настоятельно прошу делать педагогов это несложное упражнение: представьте себя таким ребенком и попробуйте переступить порог класса, порог школы. Как? Приятно? Догадайтесь. если такой ребенок опаздывает в школу, и у порога на него смотрят, как на врага народа, будет ли он с радостью спешить на уроки, или свернет перед школой в соседнюю улицу, чтобы не столкнуться взглядом с этой брезгливостью к себе?...

 Знаете ли вы, каково быть источником брезгливости? Ну, представьте, идет взрослый человек, немытый, от него плохо пахнет, а может, и штаны мокрые. Приятно такого любить? Честно скажу: мне - неприятно. Мне плохо. Я брезгливая. Но вот ребенок, который нашкодил...  

 Нет, возьму проще, нашкодивший котенок. Не туда сходил, или поел и его вырвало. Я еще раз повторюсь, я брезглива. Мне это убирать - хуже нет. Мне легче убить, чем немного наказать. Потому я вообще стараюсь не поднимать руку.  Итак, ребенок, который совершил неприятный для меня поступок. Мой ребенок. Могу ли я позволить себе брезгливость? Нет. Это запрещено. Потому что это мой приговор и себе, и ему. Мама должна любить. Я скорее расстраиваюсь. Сильно расстраиваюсь, горюю, потому что это лучше действует, очищает ребенка. Я не должна ему говорить "Ты плохой", я говорю "Твой поступок доставил мне боль". Я продолжаю любить своего ребенка.

 Теперь ситуация школы. Брезгливость учителя - наибольшее зло, которое может быть, и в  то же время это самый распространенный дефект учителя, к которому относятся в педколлективе снисходительно. Точнее, это общепринятое качество, оно не осуждается, оно само собой разумеется. Естественно, в системе, которая действует как прокрустово ложе, брезгливость - качество естественное, качество, определяющее "что резать будем".

 Я хочу повторить тезис, который педагогам в нашем обществе надо повторять каждый день как молитву. Если мы хотим не уничтожить нацию, а возродить ее, нам надо работать с теми детьми, которые есть на данный момент. Принимать их такими, какие они есть. А они - слабые, нездоровые, не очень умные, из неполных семей или из семей безработных или работяг, которые выпивают. И вот этих детей, которые смотрят наше телевидение, с его пошлыми клипами и наглой рекламой, жестокой попсой и абсолютно идиотскими сериалами, нам надо принимать, любить, выращивать их с той теплотой и вниманием, как для себя. Потому что нам с ними жить. Если, конечно, мы не хотим, чтобы те, кто поумнее или побогаче, уехали на вольные хлеба пахать на заграницу по унизительным контрактам, а те, кто вообще никакие, остались здесь, подчиняя себя законам волчьей стаи или становясь здесь производителями не наших марок и брендов и  потребителями не нашего товаропроизводителя.

 Ребенок, который дошел в школу, должен быть не подчиненным, не послушным и удобным. Он должен быть любимым и принимаемым.

 Ребенок, дошедший в школу, должен получать информацию, которую он может переварить. Программа пока что достаточно качественно составлена. Значит, каждый ее и должен осваивать, но - в своем темпе. Чтобы без пробелов, а потому - полноценно. Он всегда должен иметь актуальные для себя задания. Выполнимые и интересные. Чтобы было, чем похвастать, за что себя уважать.  

 Ребенок, пришедший в школу, не должен быть голодным. Это не значит, что он на обед получит котлету или яйцо. Будем оптимистами: наши предки не ели ежедневно мясо. Но на миску супа и тарелку каши мог рассчитывать каждый. Ребенок в школе не должен падать в голодный обморок. И это забота не только родителей. Еще раз повторю: дети приходят в школу из разных семей, в том числе пьющих или нищенствующих. И таких гораздо больше, чем можно себе представить.

 В одном классе в музыкальной школе с моими дочерьми занимается девочка. Талантливая девочка, влюбленная в свой инструмент. Папа работает, у мамы - двухлетний ребенок на руках. Трое детей и двое родителей живут в одной комнате, а бабушка - в другой. У них нет никаких вариантов, чтобы улучшить свои условия. И регулярно платить за музыкальную школу у мамы не получается. И справок, чтобы уменьшить оплату, она не может собрать. Школа замечательная, действительно. Преподаватель без двух бутербродов для своих учениц в школу не приходит, и еще думает, как этой девочке организовать бесплатное обучение как стипендиату какого-нибудь фонда. Потому что девочка того стоит. Я могу назвать реальное имя этого педагога, но боюсь за него, боюсь, что коллеги отреагируют    Да что объяснять!

 Девочка того стоит, а у родителей нет душевных сил, покоя и нервов обращать внимание на ее способности. Значит, ее будущим должны быть озабочены те, кто растит,  воспитывает этих детей. Их школа. Наша с вами школа.

 Следующий пример из жизни. Девочка-сирота. Мать умерла, когда ей было 8 лет. Дальше в семье - все кувырком. В школе собраться не могла с мыслями. Наводящий вопрос: а у взрослого человека, когда горе, он - легко может собраться и работать?...  Она начала пропускать школу. Потому что Потому что иногда жизнь теряет смысл, когда приходит горе. Потому что там было незачем...

 Вот здесь я хочу остановиться и подумать, возможно ли продолжать учебу, когда горе? Воспитание - возможно, а учебу - вряд ли. Потому что воспринимать можно только в полном внимании. Отсутствие такого внимания неизбежно порождает пробелы в освоении программы, а вследствие этого - отставание, непонимание. В нашей же школе это никого не интересует. И если ребенок не освоил работу с дробными числами в 6 классе - можно быть уверенным, что все последующее он уже не освоит, будет списывать, а не соображать, потому что без дробей все остальное не строится.

 Значит, если есть пробел, идти дальше нельзя. А если идем, то лжем. И себе, и детям. Эту девочку спас спорт. Интеллектуальный спорт, спортивное ориентирование, и прекрасная тренер, которая любила свое педагогическое предназначение. Она взяла на несколько лет расходы по поездкам этой девочки на плечи родителей - и свои, конечно, - этой секции. Её имя я тоже могла и хотела бы назвать  

 Но песня наша о другом. О том, что во время этого горя девочка стала нерегулярно приходить в школу, и стала прогуливать занятия. А ей в школе начали говорить, что ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ. Еще раз повторим: у нас очень мало детей, и еще меньше - из благополучных семей, а потому в школе надо запретить проявлять брезгливость к детям, которые не могут справиться со своими проблемами.
Мы решили вопрос с девочкой таким образом: она перешла в ту школу, где была неизвестна ее история. Хотя это в корне неправильно. Педагог должен знать, с кем он работает. Хотя бы для того, чтобы не наступать на больной мозоль человека невольно.

 В нашей школе легко попасть на брезгливость. Это могут быть непристойные болезни. Опоясывающий лишай, к примеру, или педикулез, или заикание, или нервный тик. Мало ли. При этом часто эти болезни - социального характера, а потому ребенок самостоятельно без помощи семье извне с ними справиться не сможет. И тут вопрос помощи семье (а не брезгливости) может стоять в полный рост. Или не семье - а одному ребенку. В подобном случае представители школы должны не только выпроводить ребенка за пределы учебного учреждения, но и обеспечить его лечение, и, возможно, заботу во время этого лечения (так, в моем школьном детстве не допускалось мысли, что отсутствующего никто не проведает, не даст уроки, не посидит рядом с ним). Сейчас ребенок может месяц сидеть дома, и к нему позвонит только классный руководитель. Раньше это было естественной обязанностью друзей  или "товарищей" (по парте, по пионерскому звену, по тимуровской команде или еще как). 

 Сейчас у меня дома спит 17-летняя подруга моей дочери. Приехали они из соседней области, из села. Там работы нет. Ее папа снимает квартиру и работает на стройке, ну, пьют потихоньку там. Она без учебников, без документов, и выглядит на все 12.

 Типичная картина для беспризорника. Спит, похрапывает, изо рта пахнет ацетоном. Иногда она уписывается. (Ах, извините, страдает энурезом.) Здоровья в ней никакого. Одиннадцатый класс. Документов нет - в школе не кормят. Документов нет - в санаторий не оформить. Да и кто будет оформлять, если она прописана в другой области? Быть бы живу. Наверняка, в школе не раз проворовалась. Наверняка, потому что есть хочется, потому что сникерсы в буфете продают, потому что некуда после школы  податься.

 Наверняка на нее тоскливо смотреть учителям на их уроках. Только я повторюсь. Таких  много. Они есть. И если мы не хотим, чтобы они попали на улицу, нам нельзя к ним в школе относиться с брезгливостью. Никакие пенсии, стипендии и прочие правительственные программы не спасут этих детей, пока школа не признает, что ей и только ей делать из этих детей людей. И делать не менторски, а с душевной болью и заботой.

 В медицине нельзя быть брезгливым. Особенно жутко, говорят, пахнут больные ожогового отделения. И старики пахнут, и люди с пролежнями, да и стоматологам не позавидуешь, и гинекологам, хотя на все, наверное, есть любители. Так и в нашем педагогическом деле. Раз уж мы здесь, мы не должны раздражаться на  ребенка. Пусть он не бойко отвечает, или вообще не хочет отвечать. Пусть от него не так пахнет (и не всегда он в этом виноват). Иногда он забыл носовой платок. Иногда - у него не обернуты тетради. Изобразите носовой платок. Оберните тетради прямо здесь, не оставляйте это на дом, дома это скорее всего не сделают. Сколько родителей приходит сейчас на классные собрания? 45%? Вам повезло. На этих попробуйте положиться, а остальных учеников зачисляйте в детей полка. Они вырастут. Они пока только растут. И они станут, станут опрятными, станут солидными, основательными, пунктуальными, веселыми, остроумными, добродушными, радостью школы, ее светом, - но только при одном условии: что мы будем их любить. Требовать, но любить. И никогда не позволим себе брезгливого отношения. Ведь они - наши, родные, потому что - одной с нами крови, из нашей страны, наши соотечественники.

 Харьков, 10.01.2009

http://ps.1september.ru:80/article.php?ID=200900331

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Яндекс цитирования   Rambler's Top100

 

Последнее обновление страницы 02 декабря января 2011 г.

Copyright 2009-2011, Шейнина Е.Я.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Дизайн: Евгений Смотрицкий
Tutor: Илья Швец

 



Хостинг от uCoz